Скидки,подарки и бонусы на товары|ООО Центр Независимой Экспертизы Брянск|Независимая экспертиза

                ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск

Назад  Гостевая книга 

Скидки, подарки, бонусы – что это?

На что только не идёт розничная торговля, чтобы продать товар. И не просто продать товар, но и получить при этом доход. И ни чего в этом плохого нет. Ведь каждый из нас работает, чтобы получать доход. Но пути, которые обеспечивают этот доход различные…

Ещё не открылся магазин, ещё только строится, а на витринных стёклах аршинными буквами информация о скидках. Скидки, от какой начальной стоимости, если торговля ещё не началась?

Попробуем во всём этом разобраться на потребительском уровне.

Начнём с определений.

Розничная цена товара (Ц тов.) – это та цена, по которой мы с вами, потребители, приобретаем товар у продавца. И, естественно, нам с вами хотелось бы, чтобы эта цена была минимальной.

Наше желание входит в диалектическое противоречие с желанием продавца. В философии такое противоречие характеризуется диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Ну и коль скоро это закон, то в нём есть и свои закономерности.

Начнём с того, что цена товара есть суть затраченного общественно необходимых затрат труда на всех стадиях жизни товара – от его разработки до реализации. Но не всегда цена товара объективно отражает ту самую суть общественно необходимых затрат труда, а является выражением ряда других факторов – мода, спрос, монополизм, отсутствие достоверной информации, сговор производителей и продавцов, не знание потребителем истинной цены товара и других. Наряду с этими факторами успешно «трудятся» на благо продавцов ряд факторов, которые позволяют успешно реализовывать товар по ценам, не отражающим объективно затраченный общественно полезный труд, а, следовательно, по реальной, объективной цене, а по значительно завышенным ценам. И здесь на помощь приходят методы скидок, подарков, бонусов, лотерей и т.д.

В основе всей экономической деятельности человека лежит принцип получения прибыли, или хотя бы не убытков. То же самое лежит и в экономической основе торговли. Ни один продавец не будет работать заведомо себе в убыток. Следовательно, продавая товар продавец стремиться получит прибыль, заработать и окупить все затраты, связанные с организаций торговли – закупка товара, его транспортирование, хранение, реализация и т.д.

И какие только народ и в пику ему продавцы не придумали названия ценам:

Продавцы: Покупатели:
-демократические; - грабительские;
-лояльные; - высокие;
-низкие; - красная;
- либеральные; - кризисные;
- антикризисные; - сумасшедшие;
- от производителя - дорогие;
- дешёвые; - обдираловка
- дешевле не бывает;  
- честные  

Но всё это лирика.

Рассмотрим составляющие розничной цены товара.

В первую очередь розничная цена товара включает цену товара, установленную изготовителем – так называемая закупочная цена (Ц изг.). Сюда же давайте отнесём и затраты посредника, если он есть.

Далее продавец осуществляет транспортирование товара, организовывает его хранение и реализацию (т.е. продажу товара нам, потребителям), несёт при этом определённые затраты, включая в том числе и заработную плату, и какую-то прибыль, и уплату соответствующих налогов государству. Затраты продавца выражаются в процентах от стоимости товара, приобретённого у изготовителя. Обозначим торговые издержки продавца в процентах как процент торговых издержек - П т.и..

Тогда цена товара определиться из выражения:

Ц тов. = Ц изг. * (1 + П т.и./100).

Но с учётом сложившихся рыночных отношений, продавцу хочется иметь ещё так называемый в народе «навар», т.е. сверхприбыль (хорошо, если бы эта сверхприбыль декларировалась, и от неё начислялся налог, а то ведь она, как правило, уходит в карман продавцу).

В таком случае цена товара изменяется на величину «навара» и будет составлять:

Ц тов. с наваром = Ц тов. *(1 + П нав./100),

где П нав. планируемый процент «навара».

От цены изготовителя цена товара с «наваром» будет составлять:

Ц тов. с наваром = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100).

Торговля дело рискованное, и, если окажется, что цена с «наваром» оказалась не совсем реальной и торговля «не идёт», то в ход пускаются скидки. Величина скидки, естественно, зависит от величины «навара», поскольку остальные составляющие имеют под собой более или менее реальную основу и скидки на цену без «навара» дело практически убыточное и такое продавец не может себе позволить.

Цена товара со скидкой может быть определена из выражения:

Ц тов. со скидкой = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) * (1- Пск./100),

где Пск.процент предполагаемой скидки.

Анализируя данное выражение, можно сделать вывод, что без ущерба (убытков) для продавца можно назначить новую цену товара со скидкой при условии, что выражение (1 + П нав./100) * (1- Пск./100) будет не меньше единицы, т.е. продавец сумеет вернуть и стоимость закупленного товара и свои реальные торговые издержки.

Результаты математического анализа выражения (1 + П нав./100) * (1- Пск./100) при условии, что оно не меньше единицы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Процент заявленной скидки Минимальный процент скрытого «навара» от рельной стоимости, обеспечивающий безубыточную торговлю со скидками
80 400
75 300
70 233
65 185
60 150
55 122
50 100
45 82
40 67
35 54
30 43
25 33
20 25
15 18
10 11
5 5,1

Ещё раз напомню, что здесь приведен минимальный процент «навара», обеспечивающий безубыточность торговли с заявленными скидками. На самом же деле процент «навара» может быть значительно больше, а скидки – это только рекламный трюк.

Поясню данные таблицы на примере.

Продавец купил товар у изготовителя по 1000 рублей за единицу. Затраты продавца на транспортирование, хранение и реализацию составили 20 % от стоимости товара. Тогда разничная цена товара должна быть:

Ц тов. = Ц изг. *(1 + П т.и./100) = 1000 * (1 + 20/100) = 1200 рублей.

Однако продавцу хочется иметь «навар» (сверхприбыль) и он устанавливает процент «навара» в 100 % от стоимости товара.

Теперь цена товара с «наваром» будет составлять

Ц тов. с наваром = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) =

= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) = 2400 рублей.

Однако по цене 2400 рублей товар «не идёт» и продавец объявляет скидку, например, в 50 %.

Теперь цена товара со скидкой составляет:

Ц тов. со скидкой = Ц изг. *(1 + П т.и./100) * (1 + П нав./100) * (1- Пск./100) =

= 1000 * (1 + 20/100) * (1 +100/100) * (1 – 50/100) = 1200 рублей.

Таким образом, стоимость товара составляет всё те же 1200 рублей, но во всеуслышание заявлено о 50 % скидке, заботе о покупателе и т.д.

Объявив скидку поменьше можно получить и «навар», но в меньшем количестве.

Самое главное во всём этом – декларировать, объявить скидку, на что легковерные покупатели с удовольствием «клюют».

При покупке товаров со скидками не следует смешивать понятие покупки уценённых товаров.

Ведь если скидки это экономическая акция, то уценка товара производится при наличии в нём каких-то недостатков.

Некоторые недобросовестные продавцы при продаже товара со скидкой предупреждают, что товары, проданные со скидкой, назад не принимаются, т.е. с их слов на такой товар не распространяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Не верьте этому – вас и здесь пытаются в очередной раз обмануть.

А вот при продаже уценённых товаров, вас обязаны проинформировать о тех недостатках, которые имеются в данном уценённом товаре. И ваше право самостоятельно решать брать товар с указанными в письменной форме (например, в товарном чеке или другом документе) недостатками или нет. В дальнейшем предъявлять требования к качеству товара по указанным недостаткам у покупателя прав нет. А вот если в товаре обнаружатся другие недостатки, о которых покупателя письменно не информировал продавец, можно действовать в рамках Закона «О защите прав потребителей».

Другой путь зарабатывать сверхприбыль («навар») это продавать товар с «подарками».

Здесь необходимо понять одну прописную истину – с какого это перепуга продавец дарит вам подарок? Вы кто ему – брат, сват, друг? Вы ему никто! И поэтому вас можно обмануть в очередной раз.

Механизм получения «навара» в данном случае следующий. Вам продают основной товар по заведомо завышенной цене. При этом в эту цену включается и цена «подарка». Внешне кажется всё благопристойно. На самом же деле здесь действует тот же механизм, что и при скидках – цена необоснованно повышается, а затем делается скидка в виде «подарка». Но переплата не самое главное в этом «фокусе». В качестве «подарка» вам подсовывают обсолютно ненужную вам вещь, возможно с истекшим сроком реализации, вещь, не пользующуюся спросом. А при выходе «подарка» из строя (поломке его) положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на «подарок» не распространяются, поскольку вы этот подарок не покупали, в чеке у вас отмечен только основной товар, а дареному коню, как говорит пословица, в зубы не смотрят. Следовательно, если «подарок» откажется служить вам верой и правдой, то вы никаких требований в рамках действующего законодательства предъявить продавцу не сможете.

Следующий вид вытягивания с покупателей денег – это бонусы. В переводе с латинского языка бонус – премия. И опять же – с чего это вам продавец платит премию, за какие финансовые успехи вас награждают? Мы помним, что просто так и чирий на одном месте не вскочит. Значит, продавцу экономически выгодно давать вам премию. Но из каких средств? Опять же за ваш счёт. Цена на товар заведомо повышается, а затем делается всё та же скидка в виде премии. Но с бонусами есть ещё один момент, отличающийся от простой скидки – вас «привязывают» к продавцу, вам могут отоварить бонус только у данного продавца. То есть бонусы это ещё более изощерённая форма отъёма денег продавцом у покупателя, ещё более надёжная схема очистки ваших карманов.

По поговорке «Базар – это два …: один продаёт, другой покупает». Давайте не будем составлять компанию тому, кто продаёт, не будем позволять себя дурачить.

Заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы»

Савенко Виктор Гаврилович

(4832) 33-31-26