ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск

Назад  Гостевая книга 

Права потребителей на информацию об изготовителе (продавце) и о приобретаемых товарах

(Ликбез для потребителей)

Этой статьёй мы открываем серию публикаций для потребителей, объясняя им положения Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей», других нормативных актов и документов, правила покупки различных видов товаров, порядок действий потребителей при обнаружении в купленном товаре недостатков.

Сегодня мы обсудим права потребителей на информацию об изготовителе (продавце) и о приобретаемых товарах.

И начнём мы с определений, однозначное трактование и понимание которых позволит нам определить место потребителя в правовом поле:

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

- изготовитель - организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.

- продавец - организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Информация об изготовителе должна включать наименование организации и место её нахождения. Если изготовителем является индивидуальный предприниматель, то необходимо предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Сведения об изготовителе могут быть представлены в текстовых документах (паспорт, формуляр, руководство по применению и др.) либо в виде маркировки (этикетке).

Информация о продавце дополнительно должна содержать сведения о режиме его работы. Сведения о продавце необходимо размещать на вывеске.

Информация о товаре должна в обязательном порядке содержать следующие данные:

-наименование товара;

-наименование страны-изготовителя;

-адрес и наименование изготовителя;

-основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

-сведения об основных потребительских свойствах;

-цену в рублях и условия приобретения товаров;

-обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар;

-гарантийный срок, если он установлен;

-правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

-срок службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

-информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (сертификации).

Особо следует подчеркнуть, что вся перечисленная информация, представляемая непосредственно с конкретным товаром, должна быть оформлена на русском языке и может быть продублирована полностью или частично на иностранных языках или государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языков народов России.

В соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора (покупке) информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причинённых необоснованным отклонением от заключения договора, а если договор заключён, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причинённых природным объектам, находящимся в собственности потребителя.

А теперь рассмотрим отдельные конкретные требования к информации для потребителей по различным видам товаров, в дополнение к тем, что были перечислены выше.

При приобретении изделий из меха (одежда, головные уборы, воротники) потребителю должна быть предоставлена информация о виде меха, его окраске, виде выделки меха, правилах использования и ухода. Советуем внимательно прочесть памятку для покупателя. В нашей практике был случай, когда в памятке для покупателя мехового пальто было указано, что данное пальто не следует носить в холодное время года. Для какой климатической зоны было предназначено это пальто и что такое «холодное время года» так и осталось загадкой и для потребителя и для наших экспертов. Как здесь не вспомнить казус, когда для повседневного ношения покупались одежда и обувь, предназначенные для погребения.

При покупке обуви следует дополнительно обратить внимание на наличие информации в зависимости от:

- назначения - повседневная, модельная, спортивная, лёгкая, домашняя, производственная или ортопедическая;

-половозростной принадлежности - мужская, женская, мальчиковая, девичья, для школьников (для девочек и мальчиков), дошкольную, малодетскую, для ясельного возраста и пинетки;

-вида обуви - сапоги, полусапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалеты и туфли летние, сандалии и туфли комнатные;

-признака сезонности потребления;

-вида используемых материалов.

Как мы видим, одного размера обуви недостаточно, чтобы её выбрать. Ведь к «детской» и «взрослой» обуви одного и того же размера предъявляются различные требования с учётом физиологических особенностей строения стопы. И нельзя к модельной обуви предъявлять требования, относящиеся к повседневной.

При покупке мебели до потребителя должна быть доведена следующая информация:

-функциональное назначение;

-сведения о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использовались при её отделке;

-вид обивочного материала;

-о способах, сроках, условиях доставки и передачи мебели потребителю.

В нашей практике был случай, когда потребитель использовал мебель не по функциональному назначению - использовал табурет в качестве стремянки и упал с него, когда менял лампочку в люстре, разломал его при этом и сломал руку. По данному случаю потребитель подал исковое заявление в суд с претензиями к изготовителю. Наши эксперты сумели убедить суд в том, что в данном случае потребитель использовал табурет не по его функциональному назначению - для сидения одного человека, а использовал его как стремянку, к которой предъявляются совсем другие требования. При покупке мебели необходимо обращать внимание на её функциональные размеры. Большинство импортной мебели по функциональным размерам не соответствует требованиям российских стандартов. Поясню на примере. Потребитель приобрел импортную двойную (что в народе называют двухспальная) кровать, которая оказалась на 50 мм короче, чем того требовали российские стандарты. Не зная этого, потребитель приобрёл к этой кровати двойной матрац. После непродолжительной эксплуатации «укороченая» импортная кровать под действием нормального матраца развалилась. Причина возникшего конфликта между продавцом и потребителем - отсутствие достоверной информации о товаре.

Очень важно знать функциональные размеры мебели для детей - высота стула, стола, длина кровати. Несоблюдение функциональных размеров мебели для детей может привести к нарушению осанки, зрения и другим заболеваниям.

При покупке мебели необходимо убедиться в наличие информации о подтверждении соответствия (обязательной сертификации). Сегодня очень часто можно встретить, особенно на рынках города, мебель не имеющую подтверждения соответствия, изготовленную в «гаражах» из неизвестно каких материалов. А ведь в производстве мебели могут использоваться только материалы, прошедшие проверку органов госсанэпиднадзора.

Очень трудно бывает подтвердить соответствие мебели изготовленной по заказу требованиям нормативных документов. Документы (договор) на изготовление мебели по заказу составляются таким образом, что в дальнейшем покупателю бывает трудно доказать, что ему изготовили то, что он хотел, что изготовитель использовал те или иные материалы.

С уважением,

Заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы» Савенко Виктор Гаврилович

(4832) 33-31-26