Оплата экспертизы|ООО Центр Независимой Экспертизы Брянск|Независимая экспертиза

                ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск

Назад  Гостевая книга 

 

Об оплате за проведение экспертизы

 

         Ещё никто в нашей стране заработную плату не отменял. Следуя высказыванию Карла Марса «каждый труд должен быть оплачен».

Данное положение отражено и в Конституции Российской Федерации (Основной закон):

«Статья 37

         1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностям к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации…».

Здесь и далее курсивом выделены цитаты из соответствующих документов.

На основе данной статьи Конституции базируются и положения "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

«Статья 21. Основные права и обязанности работника

         Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы».

         Всё вышеприведенное в полной мере относится и к оплате за проведение экспертизы.

Встаёт вопрос – кто должен оплачивать проведение экспертизы?

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"для товаров в течении гарантийного срока обязанность и, следовательно, оплата за проведение экспертизы возлагается на продавца (изготовителя) (см. ч. 5 статьи 18 указанного закона).

Если гарантийный срок на товар не установлен или недостатки товара были выявлены за пределами гарантийного срока обязанность в проведении экспертизы и, следовательно,  оплата её возлагается на потребителя (см. ч. 6 статьи 18 и ч. 5 статьи 19 указанного закона).

Порядок оплаты за проведение назначенной судом экспертизы определён, в частности, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 95 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ:

«Статья 95. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам

         3. Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами».

В соответствии с ч. 1 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

«Статья 96. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам

1. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

2. В случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе мирового судьи, соответствующие расходы возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого действует мировой судья.

3. Суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета».

Иногда суды, по непонятным причинам ссылаясь на ч. статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предписывают проведение экспертизы без предварительной оплаты, грозя при этом наказанием за неисполнение определения суда.

Давайте разберёмся.

В соответствии с указанной статьёй:

«Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса».

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

№ 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации":

«Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы».

ООО «Центр Независимой Экспертизы» федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации не создавали.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

№ 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации":

«Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета».

Из содержания приведенных цитат  из законодательных документов следует, что ООО «Центр Независимой Экспертизы» не является государственным судебно-экспертным учреждением и не финансируется за счет средств федерального бюджета и, как следствие, на ООО «Центр Независимой Экспертизы» не распространяются положения части 2 статьи 85  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ в части проведения экспертизы без предварительной оплаты.

Может быть, мы и пошли бы на проведение экспертизы без предварительной оплаты и дождались бы решения суда и в том числе в части оплаты экспертизы, как это следует из положений ч. 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если бы не несколько «но».

На собственном примере убедились, что к моменту оплаты экспертизы проведенной без предварительной оплаты продавец (изготовитель) самоликвидируется (банкрот) и истребовать долги не с кого.

Потребитель оказывается не платёжеспособным, у него нечего изымать и судебные приставы разводят руками в своей беспомощности.

И тут вступает в силу законодательство Российской Федерации, но не в помощи получения денег за проведенную экспертизу, а в наказание за несвоевременную выплату зарплаты экспертам.

 

Несоблюдение указанных законодательных  норм (предварительная оплата) приведёт к неопределённой задержке выплаты вознаграждения (заработной платы) экспертам за выполненную ими экспертизу (работу), поскольку других статей доходов у ООО «Центр Независимой Экспертизы» кроме как оплата работ за проведение экспертизы нет и что является прямым нарушением статьи 37 Конституция Российской Федерации (Основной закон) (повторюсь):

 «Статья 37

         1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностям к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации…».

На основе данной статьи Конституции базируются и положения "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

«Статья 21. Основные права и обязанности работника

         Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы».

«Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».

Если руководствоваться положениями части 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, то ждать заработной платы экспертам придётся неопределённое время, а может и никогда этот момент не наступит, поскольку даже судебные приставы иногда не могут взыскать причитающиеся за проведенную экспертизу суммы со сторон.

А вот штрафные санкции на работодателя (в данном случае на экспертную организацию) законодатель предусмотрел.

В соответствии со статьёй 236 «Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

«Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя» (в данном случае выполнение работы без предварительной оплаты или оплаты её в неопределённое время пока будет длиться разбирательство в суде, пока будут действовать приставы и платёжеспособными ли вообще окажутся стороны).

Кроме материальной ответственности за задержку выплаты заработной платы возникают административная ответственность в соответствии со статьёй 5.27 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ и уголовная ответственность по  статьё 145.1 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

С учётом изложенных законодательных норм, ООО «Центр Независимой Экспертизы» не может приступить к проведению экспертизы без предварительного поступления денежных средств на счёт ООО «Центр Независимой Экспертизы», не нарушив в последующем законодательные нормы Российской Федерации в части своевременной выплаты экспертам заработной платы за проведенную экспертизу.

С уважением,

Заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы»  Савенко Виктор Гаврилович

(4832) 33-31-26