ООО "Центр Независимой Экспертизы" Брянск

Назад  Гостевая книга 

Что делать, если в приобретённом Вами товаре обнаружились недостатки?

Иногда радость приобретения нового товара омрачается тем, что товар перестаёт выполнять своё основное назначение - служить нам в той мере, в которой должен, т.е. выходит из строя, ломается, рвётся и т.д.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливаются три вида сроков, в течение которых потребитель вправе предъявить продавцу свои требования:

- 15 дней со дня передачи потребителю технически сложного товара;

- гарантийный срок;

- срок службы.

При этом потребитель вправе требовать:

- замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказа от исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Что же необходимо сделать потребителю при обнаружении в купленном им товаре недостатков?

Во-первых, написать на имя продавца заявление-претензию с указанием факта приобретения товара, описания обнаруженных недостатков и требованиями к продавцу, о которых речь шла выше.

При этом заявление необходимо подготовить в двух экземплярах, для того, чтобы на втором экземпляре получить отметку (подпись, расшифровку подпись и должность лица принявшего заявление, дата) о приёме продавцом Вашего заявления.

Лучше всего заявление писать в произвольной форме на листе чистой бумаги, не используя предлагаемые продавцом готовые бланки, потому что часто в этих бланках содержится текст, который Вы, не читая, подписываете, а в нём, в этом тексте, могут быть положения, ограничивающие Ваши права. Например, «От гарантийного ремонта отказываюсь, в случае необходимости, прошу провести проверку качества принадлежащего мне товара в Авторизованном сервисном центре от моего имени», или «Проверка качества товара в сервисном центре проводится в течение 30 дней (встречается и 45 дней)». Подписав такой текст заявления, Вы подтвердили своё согласие и на проверку качества в сервисном центре от своего имени и на срок в 30 дней. Вы лишили себя возможности участвовать при проверке качества товара и согласились на срок 30 (45) дней, тогда как для принятия решения по Вашему заявлению продавцу в соответствии с законодательством в зависимости от характера Ваших требований отводиться максимум 10 дней.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» при обращении потребителя с претензиями на качество товара продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, а потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Проверка качества товара заключается в подтверждении наличия обнаруженного потребителем недостатка в товаре и не более того.

Передавать товара продавцу или нет – это решение принимает потребитель. Только необходимо помнить, что сегодня на рынке сложилась ситуация при которой продавцу трудно доверять – в переданном Вами продавцу товаре без Вашего надзора могут происходить всевозможные метаморфозы – то окажется влага в телефоне, то появятся следы несанкционированного вскрытия, то обнаружатся механические повреждения, которых до момента передачи в товаре не было, другие недостатки.

Как правило, продавец проверку качества товара проводит в Авторизованных сервисных центрах, которые являются полномочными представителями изготовителя и, следовательно, прямо или косвенно являются от изготовителя зависимыми. И естественно, ждать от сервисного центра объективного заключения по результатам проверки качества товара не приходится.

Но и это еще не всё. Известны случаи, когда сервисный центр или продавец в товаре с обнаруженными потребителем недостатками проводит несанкционированный ремонт, а потребителю даётся ответ, что обнаруженные им недостатки не подтвердились и товар находится в исправном состоянии.

Устанавливать причину возникновения недостатка в товаре, гарантийные это случай или нет, ни продавец, ни сервисный центр не имеют права. Выявление причин возникновения недостатка в товаре – это компетенция независимой экспертизы.

Что же необходимо делать потребителю в данном случае?

Надеяться на участие потребителя в контроле качества товара не приходится, поскольку проверка качества не будет проведена в одночасье, а, оставив товар в магазине, потребитель рискует, что с его товаром что-то сделают, о чём отмечалось выше.

Существует только один верный путь, исключающий всякие сомнения - проведение независимой экспертизы. При согласии продавца на проведении независимой экспертизы (если продавец не признаёт требований потребителя) товар на экспертизу следует доставить потребителю лично, либо продавцом, но с обязательным присутствием потребителя, чтобы в процессе транспортирования товара с ним не совершили ничего противоправного.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков в период гарантийного срок, экспертизу обязан оплатить продавец (изготовитель). Однако, если окажется, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя, последний обязан компенсировать продавцу затраты на проведение экспертизы.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В соответствии с распоряжением главы администрации Брянской области от 26.05.1997 № 558-р установлены следующие сроки начала сезонов: зимний – с 15 ноября по 15 марта; весенний – с 16 марта по 20 мая; летний – с 21 мая по 31 августа; осенний – с 1 сентября по 14 ноября.

В случаях, когда предусмотренный гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Т.е., если через 30 дней (а это гарантийный срок на обувь) в обуви обнаружились недостатки, и Вы уверены, что обращались с обувью бережно, то смело обращайтесь к продавцу с заявлением и при необходимости проводите за свой счёт экспертизу и добивайтесь своих законных требований.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

С уважением, Заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы»

Савенко Виктор Гаврилович

(4832) 33-31-26